Изначально никаких усилителей руля не было – для облегчения поворота колес увеличивали передаточное отношение рулевого механизма: баранка крутилась легче, но вращать ее нужно было дольше. Но в начале XX века стали появляться усилители, причем сначала электрический (ЭУР) и лишь потом гидравлический (ГУР)! Тяжелый руль Управлять автомобилем с неисправным усилителем руля тяжелее, чем таким же, но без усилителя.
И дело не только в уменьшенном передаточном отношении рулевого привода с усилителем (то есть меньшем числе оборотов руля от упора до упора).
В машине с гидроусилителем водителю приходится вручную продавливать жидкость по тонким трубкам, а в схеме с электроусилителем руля – быстро вращать электродвигатель через ставший повышающим редуктор (мультипликатор).
Это снижает точность и скорость руления. А потому ПДД запрещают движение с неисправной системой усиления.
Как устроен ГУР ГУР сочетается и со старыми рулевыми редукторами с трапецией, и с современными «рейками», где он встроен в рулевой механизм. Насос гидроусилителя стоит на двигателе и приводится во вращение ремнем.
Рабочая жидкость подается под высоким давлением к распределителю, механически соединенному с рулевым валом. Исторически вначале появились усилители, где исполнительный механизм встроен в рулевой редуктор.
А когда додумались до реечных рулевых механизмов, всё стало еще проще. На зубчатой рейке механизма закреплен поршень гидроцилиндра. При повороте руля одна из камер гидроцилиндра соединяется с нагнетательной магистралью от насоса, а другая – со сливной.
Поршень из-за разности давлений жидкости перемещает рейку влево или вправо и, через тяги и поворотные кулаки, поворачивает колеса.
Иногда применяют систему с переменным усилением, зависящим от скорости автомобиля. На малой скорости обеспечивается максимальное усиление для облегчения крутых поворотов и маневрирования при парковке.
На высокой усиление уменьшается – ради повышения курсовой устойчивости. Эффект достигается за счет изменения расхода жидкости через насос. Электронный блок анализирует данные о скорости машины и об угле поворота руля.
Он подает сигнал на электромагнитный игольчатый клапан насоса, который и регулирует расход рабочей жидкости. Иными словами, даже классический ГУР порой оснащается электроникой, управляющей его усилением.
Плюсы ГУР отработанная конструкция высокая мощность (им оснащают даже грузовики) сравнительно невысокая стоимость ремонта помощь в гашении ударов от неровностей, комфортность управления Минусы ГУР непрерывный отбор мощности двигателя, повышающий расход топлива потеря усиления на морозе, при загустевании жидкости необходимость обслуживания (замена жидкости и приводного ремня) большие габариты, усложняющие обслуживание чувствительность к повороту руля до упора (пиковая нагрузка на узел) шум.
Рубрика: Автомобили. Читать весь текст на www.zr.ru.