Фото: Unsplash Российские автодилеры дышат на ладан. Это показали финансовые отчеты за весь 2024 и первый квартал 2025 годов, их обсудили на прошедшем форуме «ForAuto – 2025» с участием представителей крупнейших автодилерских центров в стране.
По мнению некоторых экспертов отрасли, ситуацию может спасти официальный заход на российский авторынок премиальных китайских брендов вроде Lixiang, Zeekr и Xiaomi. Действительно ли «лакшери-китайцы» заинтересуют россиян и расшевелят продажи? Придут ли они вообще, или кто-то хочет создать иллюзию этого? Содержание: Китайские автопроизводители Преимущества для России Ожидаемые тенденции Китайские автопроизводители На «ForAuto – 2025» стало ясно, что в течение 2024 года автодилерам очень поплохело.
И дело даже не в тысячах проданных автомобилей, а в перенасыщенности рынка новых машин.
Для дилера важнее не штуки в день или неделю, а скорость продажи: чем дольше авто стоит в салоне, тем скорее его часть прибыли стремится к нулю.
Таковы правила этого бизнеса. С 2022 года из автосалонов резко исчезли машины знакомых, понятных и любимых россиянами брендов, а на их место хлынул поток неизвестных ранее китайских автомобилей; к которым у них вдобавок имеется известного рода предубеждение.
Да, дефицита авто в России нет, но и покупать их никто не хочет: россиянин, лет пять назад спокойно купивший бы понятный ему VAG или «южнокорейца», подозрительно косится на ассортимент машин со странным дизайном и чудными названиями, и крепче сжимает деньги в кармане.
Фото: Unsplash После перехода на китайские и отечественные авто многие дилеры едва выходят в ноль.
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин считает, что в салонах стоит больше машин, чем они в состоянии продать; как следствие, их рентабельность падает, и в 2025 году «количество дилеров будет сокращаться».
Любопытно, что довольно известные автовендоры из Китая вдруг начали плодить множество новых брендов и названий, выпуская под ними фактически те же модели авто в разных комплектациях.
К примеру, в Калуге стартует производство машин под брендом Tenet — по факту это машины Chery.
Совсем недавно компания «Слава Моторс Рус» вывела на рынок новинку под брендом Knewstar, которая фактически является кроссовером Geely Tugella, и готовит еще одну G12 (на самом деле Geely Atlas).
Тем же занят Exeed (старт сборки под собственной маркой Esteo), Jetour (регистрация марок Votour, Venxtor, Teres, Stelio и Reelm). Вместо того чтобы нарабатывать доверие и проводить информационные кампании под одним брендом, «китайцы» начали распыляться в попытках создать иллюзию широкого ассортимента с помощью разных российских ООО.
Возможно, подобная система работает в Китае, но не в нашей стране.
И здесь обнадеживающим выглядит возможный заход в Россию известных во всем мире «премиальных» китайцев. Но будет ли он? Преимущества для России Фото: Unsplash Lixiang, Zeekr, Xiaomi — эти названия для ушей российских людей совсем не то же самое, что BMW, Volkswagen и Skoda, однако эффект они тоже имеют.
Бренды достаточно много обсуждаются в рекламе, социальных сетях и на YouTube, в России они на слуху.
При этом официальных поставок этих авто здесь не было и нет — в условиях санкций от США и ЕС бренды остерегаются сюда заходить. Это можно понять: те же Lixiang и Zeekr ориентируются как раз на США и Европу.
До сих пор китайские вендоры в основном боролись за сверхбюджетный сегмент, проще говоря — пытались предложить самые доступные авто. Причина прозрачна: самое дешевое у нас равно самое продаваемое, с некоторыми оговорками.
Из этого тренда выбивается, пожалуй, Tank, который решил занять нишу условных «джипов», «прадо» и «геликов». Правда, его дохленькие моторы все равно далеки от Тойоты. Zeekr (спортивные седаны и купе) и Lixiang (кроссоверы) тоже могли бы войти и предложить россиянам что-то по-настоящему богатое, мощное, дорогое.
Гибридные технологии первого эшелона. Машину, за которую не стыдно перед друзьями в гаражах, которую можно с гордостью показать коллегам и удивлять пассажиров.
И первые ласточки как будто уже полетели: инсайды сообщают о переговорах и проекте «официального захода» таких электрокаров и гибридов в РФ.
Однако при более детальном рассмотрении все не так красиво, как кажется. Фото: Unsplash Представительство Sinomach Auto в России заявило о заключении договоров с Lixiang и Zeekr, и в скором времени начнется официальная дистрибуция этих автомобилей в нашей стране.
Однако на сайтах брендов нет ни слова о российских планах или перспективах; по данным портала RuCars, схожие комментарии дают их представительства.
Через «представительство Sinomach Auto» на российском рынке действительно уже представлены Rox и Oting, причем последний назвали «обходом санкций от Nissan». Но сами Nissan и Rox ничего подобного не заявляли.
Теоретически это можно объяснить все той же проблемой — вторичными санкциями; их легко схлопотать, если открыто трезвонить о подобных планах. Вот только, судя по документам, «представительство Sinomach Auto» является не официальным дилером Lixiang, а экспортно-импортной компанией — проще говоря, «серовозом».
Такие компании покупают машины в Китае у автоконцерна, оформляют на них документы для вывоза и отправят продавать в РФ.
Для автобренда это продажа в Китае, а на самом деле машина идет реализоваться в России. Кажется, по такой же схеме будут продаваться и «китайские лакшери». Правда, есть одно отличие — представительство Sinomach Auto заявило о готовности провести ОТТС (Одобрение типа транспортного средства), государственную процедуру, которая до сих пор не проводилась для Lixiang в России.
Для конечного покупателя-физлица это будет означать льготный тариф на утильсбор, то есть фактически скидка по сравнению с обычными «серовозами».
Ожидаемые тенденции Участники форума «ForAuto – 2025» высказали несколько примечательных прогнозов на перспективу автомобильной отрасли в стране.
Основная мысль — все дилеры дружно ждут низких результатов продаж и маржинальности в текущем году. Но есть и некоторые расхождения.
По словам представителя ГК «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева, поначалу он оценивал результаты 2024 года как неудовлетворительные, однако первые результаты 2025-го показали — по сравнению с ним 2024-й был хорош.
Эксперт уверен: теперь выйти в ноль для дилеров уже будет победой. А вот основатель Major Auto Михаил Бахтиаров рассматривает пару дополнительных сценариев, которые могут улучшить ситуацию на авторынке РФ.
Первый — США разрешит японским и корейским брендам торговать с Россией; в этом случае в течение полугода салоны вновь наполнятся привычными для наших водителей Toyota, Mazda, Hyundai и Kia.
Правда, вероятность такого поворота он оценивает в 5%. Печаль. Второй сценарий — заход в страну премиальных «китайцев» вроде Lixiang и Zeekr, а также именитых Xiaomi и BYD, если Китай перестанет бояться санкций на фоне торговой войны с США.
Появление таких машин в официальной рознице, с соответствующими гарантиями на детали от производителя разнообразит бесконечные ряды унылых Chery и Omoda с разными шильдиками.
Возможно, тогда российские покупатели подразожмут кулак, удерживающий в карманах заветные миллионы рублей.
Рубрика: Технологии и Наука. Читать весь текст на www.iguides.ru.