
Отравления, травмы и даже укус акулы могут не только отравить отпуск, но и стоить путешественнику здоровья. Кто должен компенсировать затраты на лечение при несчастном случае во время туристической поездки, рассказывает консультант по гражданско-правовым спорам компании «Эксперт услуг» Лидия Чагодаева.
Не раскачивай корзинуЕсли путевка куплена у туроператора, за безопасность путешественника (а это и травмы, и отравления, в том числе), несет именно компания, говорит Чагодаева.
Но только в том случае, если несчастье произошло во время оказания услуги, которую предполагает тур.«Возможность привлечения к ответственности, а также размер компенсации зависит от обстоятельств произошедшего, условий договора с туроператором, условий договора страхования (при его наличии), — поясняет юрист.
— Отвечать туроператор будет, например, если путевка куплена в отель с выходом к морю и пляжем, а турист отправился поплавать и получил травму от морского обитателя.
При этом о такой возможности его не предупреждали ни туроператор, ни сотрудники отеля».Иногда несчастные случаи происходят во время полетов на парапланах и воздушных шарах.
Предъявить претензии туроператору можно только если это развлечение входило в программу тура. Если полет был приобретен у местной фирмы на улице, то компенсацию следует требовать у нее.«Нередко на отдыхе случаются отравления, — продолжает Чагодаева.
— Если тур предполагает питание при отеле или в определенном договором месте и некачественная еда была именно там, то ответственность несет туроператор. Если же путешественник по собственному желанию питается в самостоятельно выбранном заведении, то все претензии — к администрации этого кафе или ресторана».
Когда турист сам нарушает правила безопасности, например, купается в шторм, заходит в воду в запрещенном для плавания месте, раскачивает корзину в летящем воздушном шаре, ест плоды с растущих на территории отеля деревьев, несмотря на запрет, ответственность за последствия несет он сам.
«Обычно при оформлении тура предлагают оформить страховой полис, — разъясняет Чагодаева.
— По нему страховая компания обязуется возместить ущерб, причиненный здоровью и иной ущерб. Что именно может быть отнесено к страховому случаю — описывается в договоре страхования, поэтому перед подписанием его стоит внимательно прочитать».
За что положена компенсацияУщерб, который должны компенсировать туристу, указан в действующем законодательстве и должен быть предусмотрен договором, уточняет эксперт.
В первую очередь, это медицинские расходы, в которые входят лекарства, оплата врачей, реабилитация. Можно потребовать также возместить моральный ущерб и утраченный заработок (если пришлось брать больничный на работе).
Кроме того, туроператор должен компенсировать пострадавшему путешественнику всю стоимость путевки или ее часть. Оплатить обязаны и расходы на билет, если пришлось вернуться домой раньше или позже из-за проблем со здоровьем.
Если туроператор отказывается идти навстречу, придется обращаться в суд, говорит Чагодаева.За испорченный отдых и вынужденное переселение туристов также отвечает туроператор, считает юрист по гражданским делам Алла Георгиева.
Именно он организует поездку и несет ответственность за ее качество.