Семьеведение — новый школьный предмет, который знакомит школьников с социальным институтом семьи. Согласно рабочей программе, цель курса — формирование у молодёжи просемейных установок брачности, многодетности и целомудрия. С 2024 года занятия проводят для учеников в качестве внеурочных занятий.
Однако Госдума рассматривает идею включить предмет в обязательную программу. Проще говоря, это дополнительный урок, где школьникам рассказывают, как воспитывать детей, вести совместный бюджет и поддерживать гармонию в отношениях.
По сути, как строить и поддерживать семью. Как и почему предмет появился в школьной программе С 1 сентября 2024 года для учеников старших классов семьеведение преподают в качестве классного часа или в рамках занятий «Разговоры о важном» .
Курс рассчитан на школьников двух возрастов: - для учащихся 5–7-х классов; - для учащихся 8–9-х классов. Программа внеурочного курса официально называется «Моя семья». Она включает 36 академических часов.
С 2024/2025 учебного года курс тестируют в 42 регионах, занятия ведут 1500 педагогов. Семьеведение появилось в школах России как государственная инициатива. Так хотят решить проблему с рождаемостью и укрепить традиционные семейные ценности через обучение.
По словам депутата Госдумы Нины Останиной предмет «семьеведение» стал необходим из-за «глобальных вызовов» — необходимости поднять демографию и противостоять «западной идеологии семейной политики, апофеозом которой стала Олимпиада [в Париже]».
В Госдуме предложили с 1 сентября 2025 году сделать предмет «Семьеведение» в российских школах обязательным. «Мы предлагаем образовательный курс внеурочной деятельности "семьеведение" сделать обязательным для всех школьников страны.
Включить его как прямую нормативно обусловленную рекомендацию в федеральную образовательную программу», — сказала Нина Останина на пресс-конференции. Что именно преподают школьникам Программа семьеведения состоит из пяти разделов.
Учебный курс должен помочь сформировать у старшеклассников понимание семейных ценностей, ответственности, а также показать реальные возможности, которые предоставляет государство для поддержки семей с детьми. Почему учебник семьеведения вызвал скандал Нина Останина в марте 2025 году представила учебник «Семьеведение».
В соавторах учебника по семьеведению, помимо депутата Останиной, значится Ксения Мосунова, которая в прошлом называла себя «родологом». Родология — не научная концепция , которая определяет человека как продолжение его семьи и в целом рода.
Адепт говорят, что родология проходит на стыке психологии, генеалогии и метафизики. Вокруг пособия тут же разгорелся скандал. Его инициатором стал известный священник Русской православной церкви Павел Островский.
«Ксения Мосунова, она же — Ксения Губина, считает себя родологом, о чём неоднократно заявляла в своих выступлениях. Если кто не знает, родология является псевдонаукой эзотерического направления, что можно проверить, прочитав, например, рассказы самой Ксении в книге о том, как она консультирует людей.
Я не пожалел денег, купил книгу и лично всё проверил», — написал в своём Telegram-канале Островский. Затем Островский упомянул в другом посте ещё двух экспертов экспертов из списка тех, кто работал над учебником, — Елену Реунову и Марину Тушевскую.
Выяснилось, что их основная деятельность в соцсетях — продвижение гаданий, медитаций и, как водится, родологии, отметил Островский.
К критике присоединился председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. «Могу точно сказать, что никакой учебник по семьеведению имени Останиной — Мосуновой мои дети читать не будут», — заявил Клишас.
Также он добавил, что мракобесы-родологи не должны быть допущены в школу. «Я знаю, что люди, которые занимаются эзотерикой, мистицизмом, родологией — называйте как угодно всё это мракобесие, — в школу допущены быть не должны», — подчеркнул Клишас.
Останина же в интервью изданию «Подъём» сказала , что не считает родологию чем-то необычным. «Мне больше импонирует тот факт, что она [Мосунова. — Прим. «Секрета»] профессиональный психолог, имеет базовое психологическое образование и взялась за написание этого раздела.
У каждого своя тема была, моей темой было законодательство о семье. Более того, человек возглавляет Институт психологии, дипломированный специалист, выходит на защиту кандидатской диссертации».
Отношение в обществе к предмету: данные опроса По данным ВЦИОМа, 62% россиян поддерживают появление семьеведения в школьной программе. Наибольшей поддержкой новый курс заручился у «семейных» россиян и родителей школьников.
21% россиян не поддерживают введение курса. Основные возражения среди них: учебная перегрузка и сокращение других предметов, общая бесполезность курса. Ещё значительная часть людей считают, что воспитание семейных ценностей — исключительно зона ответственности семьи, а не образовательных программ.
Некоторые психологи и общественные деятели заявляют, что этот курс больше полезен, но предпочтитеден для студентов первых курсов. «Уже очень давно, лет 15 точно я говорю, что подобные вещи нужно давать на первых курсах всех вузов — от мала до велика.
Студенты по-другому размышляют, они уже ближе к пониманию о взрослой автономной самостоятельной жизни, — считает детский и семейный психолог Михаил Зотов.
— Есть большая вероятность, что подростки на таких уроках будут сидеть и хихикать или, напротив, нервничать. В их замечательные головы эта без сомнения важная и нужная информация вряд ли войдёт». Зотов добавил, что у школьников голова занята подготовкой к ЕГЭ, поэтому не стоит перегружать их дополнительной информацией.
Как ещё меняется школьная программа Школьная программа в России регулярно обновляется, в ней появляются новые предметы. 📕 Духовная и нравственная культура России.
С 1 сентября 2026 года в 5–7-х классах российских школ введут новый предмет — «духовная и нравственная культура России». Как сообщило Минпросвещения, курс будет знакомить школьников с историей, традициями, обычаями народов страны, а также духовными и культурными ценностями.
«Цель данного предмета — формирование традиционных общечеловеческих ценностей, которые являются основой всех религий, в том числе с использованием примеров жизни великих людей нашей страны», — говорит замминистра просвещения РФ Ольга Колударова.
В ведомстве сообщили, что работа над программой и методикой новой школьной дисциплины закончится до конца 2025 года. 📕 Углубленное изучение истории. С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличат на 136 часов.
Для этого предмет «обществознание» исключат из программы 6–8-х классов и перенесут на 9-й класс (34 часа, 1 урок в неделю). Освободившееся время перераспределят на историю: в 5–8-х классах будет три урока в неделю, в 9-м классе — два.
Общее количество часов истории вырастет с 340 до 476. 📕 Оценки за поведение. С 1 сентября 2025 года в некоторых школах шести регионов России (Новгородской, Ярославской, Тульской областей, Луганской Народной Республики, Чеченской Республики и Республики Мордовия) планируется запуск пилотного проекта по введению оценок за поведение.
Проект охватит учеников 1–8-х классов, старшеклассники в нём участвовать не будут. Управлять процессом будут сами школы. Если эксперимент покажет положительные результаты, с января 2026 года систему оценок за поведение внедрят во всех школах России.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы" ». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях.
Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.
Рубрика: Бизнес и Промышленность. Читать весь текст на secretmag.ru.